Всякое полузнание хуже всякого незнания.
Пятница, 22.09.2017, 16:26
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [25]
Наш опрос
Жить нужно....
Всего ответов: 22
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Внеклассное мероприятие для 7, 8, 9 классов

ВНЕКЛАССНОЕ   МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ 6,7,8 КЛАССОВ

 

Тема: «Исторические  корни  русского  алфавита»

Цели:

- расширить круг знаний и интересов учащихся по русскому языку;

- показать, что история «рождения» родного алфавита интересная  и познавательная;

-  воспитывать интерес к родному языку.

1). ВСТУПЛЕНИЕ. Учитель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное внеклассное мероприятие. Посвящено оно истории возникновения, «рождения» русского алфавита. Проходить оно будет в форме лекции. Есть кто-то, кто знает что-либо о возникновении алфавита? А кто такие Кирилл и Мефодий? Когда празднуется День славянской письменности  и  культуры? Вот об этом и многом другом мы будем говорить во  время  нашего  сегодняшнего   общения.

24 мая в России традиционно отмечается День славянской письменности и культуры, установленный в память о святых равноапостольных и создателях кириллического алфавита Кирилле и Мефодии (слайд №1).

Со времен Кирилла и Мефодия славянская азбука претерпела множество изменений, упростившись она стала более доступной и открыла всю глубину и прелести одного из самых богатейших языков на планете – русского языка – для всех последующих поколений.

2). РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА ПИСЬМА. Учитель:

Искусство письма развивалось на протяжении нескольких тысячелетий. Известно, что первым было картинное письмо, или пиктография, где произошедшее событие изображали в виде рисунка. Затем начали зарисовывать отдельные предметы, вначале основываясь на внешнем сходстве с изображаемым объектом, а затем в виде условных знаков (слайд №2: идеография, иероглифы). И лишь только потом научились не изображать предметы, а передавать знаками их название – звуковое письмо.

Интересно, что изначально в звуковом письме были только согласные звуки, а гласные либо вообще не употреблялись, либо заменялись дополнительными знаками (слоговое письмо). Слоговым письмом пользовались многие семитские народы, в том числе финикияне. Именно на основе финикийского письма был создан греческий алфавит, который лег в основу славянской азбуки.

Вообще, вопрос о времени возникновения письменности на Руси до сих пор является излюбленным предметом для споров среди историков. Традиционно считается, что письменность на Руси появилась в X веке с принятием христианства, однако есть ряд документов, которые указывают на то, что восточные славяне еще до  крещения Руси знали письмо и что оно было письменным.

3). ЖИЗНЬ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ. Учитель:

Основоположниками славянской азбуки являются солунские братья Кирилл и Мефодий. Их жизнеописания ("Житие Константина Философа", "Житие Мефодия" и "Похвальное слово Кириллу и Мефодию") занимают особое место среди древнейших памятников славянской письменности. Именно из них мы узнали о жизни великих славянских просветителей. Братья происходили из города Салоники (Солуни) в Македонии (ныне Греция).

Их отец был друнгарием при военачальнике города. Всего в семье было семь сыновей, из них Мефодий был самым старшим. Младшим был Константин, имя Кирилл он получил при пострижении в схиму за 50 дней до своей смерти в Риме ( слайд №3). Мирское имя Мефодия неизвестно, предположительно его звали Михаилом. Некоторые ученые также предполагают, что мать Кирилла и Мефодия была славянкой, так как братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий.

Константин (Кирилл) проявлял необычайные способности к обучению еще в детстве. Он учился всему, чему мог: астрономии, музыке, философии, арифметике, риторике. Будучи совсем молодым, Константин стал крупнейшим филологом своего времени, получил прозвище Философ и нередко выполнял важные дипломатические поручения. Он искусно умел построить спор с мусульманскими мудрецами. Как-то раз разозленные вечными победами славянского просветителя, противники дали Константину яд, но зелье не оказало на него никакого действия.

Мефодий не уступал в талантах своему брату. Именно поэтому император выделил его среди своих подданных и отдал ему в управление славянское княжество. Однако через несколько лет Мефодий оставил "престижную" должность и принял монашеский постриг на горе Олимп (Малая Азия).

В конце 862 года моравский князь Ростислав отправил послов к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о христианских книгах. Выбор Михаила III остановился на братьях Кирилле и Мефодие. Перед отъездом будущие славянские просветители составили азбуку, за основу которой они взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка.

4). КИРИЛЛИЦА  ИЛИ  ГЛАГОЛИЦА? Учитель:

Интересно, что рукописи X и XI веков написаны двумя разными азбуками: одни – кириллицей, другие – глаголицей. Вопрос о том, какая из этих азбук была изобретена первой, и точно ли кириллицу изобрел Кирилл или его ученики, до сих пор остается открытым. Однако гораздо больше исторических факторов указывают на то, что более древней азбукой является глаголица. Так древнейшие памятники, например "Киевские листки", написаны именно на этой азбуке.

Кириллица, по всей видимости, появилась позже и начала вытеснять глаголицу во всех славянских странах, за исключением Северной Далмации, где хорваты-католики продолжали писать глаголицей еще довольно долгое время. Кириллица также явилась основой русского алфавита, в ней буквы имеют более простую форму. Само слово "азбука" произошло от двух первых букв греческого алфавита:  А (аз) и Б (буки). А вот слово "алфавит" – от букв греческого алфавита: Альфа и Вита.

Интересно, что в кирилловском письме большие буквы употреблялись только в начале абзаца. Такая строка называлась красной, так как заглавная буква (буквица) всегда тщательно вырисовывалась (слайд №4). Первые книги на кириллице написаны с использованием особого уставного письма: буквы писались прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, при этом промежутка между словами не было. В середине XIV столетия на смену уставу приходит полуустав, появляется наклон в буквах, а уже в XV веке появляется скоропись.

Древнерусские рукописные книги – это настоящие произведение искусства, украшенные разноцветными буквицами самых разнообразных форм. Сами краски готовили из растертых в порошок изумрудов и рубинов. Подобная технология настолько долговечна, что многие древние книги сохранились и до наших времен. Каждая буквица не просто украшалась, ее начертание придавало определенный смысл. Так, в замысловатых узорах буквиц можно было увидеть поступь зверя, изгиб крыла, сплетение корней или извивы реки ( слайд №5).

5). ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ  АЛФАВИТ. Учитель:

До революции русский алфавит насчитывал 35, а не 33 буквы, как сейчас. В него входили следующие буквы:

А а   Б б    В в    Г г     Д д   Е е    Ж ж

З з     И и   І і      К к    Л л   М м  Н н

О о   П п   Р р    С с    Т т    У у   Ф ф

Х х    Ц ц   Ч ч   Ш ш Щ щ Ъ ъ    Ы ы

Ь ь    Ѣ ѣ    Э э    Ю ю Я я    Ѳ ѳ    Ѵ ѵ

Названия букв русского дореформенного алфавита (написание современное): а, бе, ве, ге, де, е, жэ, зэ, и, и десятери́чное, ка, эль, эм, эн, о, пэ, эр, эс, тэ, у, эф, ха, цэ, че, ша, ща, ер, еры́, ерь, ять, э, ю, я, фита́, и́жица (слайд №6).

Как видно, в алфавит входили 4 упразднённые буквы i, ѣ, ѳ, ѵ, но не было букв ё и й. Интересно, что буква ѵ не была официально упразднена, в декрете о реформе орфографии о ней нет упоминания.

«Написания» ё и й лишь формально не входили в алфавит, но употреблялись точно так же, как и сейчас. «Написание» й называлось «и съ краткой».

Буква i читалась как «и».

Буква ѣ читалась как «е».

Буква ѳ читалась как «ф».

Буква ѵ читалась как «и».

Буква ъ на конце слов не читалась.

Таким образом, для звука [ф] имелось две буквы — ф и ѳ, для звукосочетания [йэ] также имелось две буквы — е и ѣ, а для звука [и] — три буквы — и, і и ѵ.

6). ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ  ИЗМЕНЕНИЯ  АЛФАВИТА.  Учитель:

Русский алфавит пережил множество  преобразований. Когда же произошли окончательные изменения?

Правильный ответ –  в 1917-18 гг. в рамках реформы русской графики и орфографии. За свою долгую историю русское письмо претерпело две реформы. Первая большая реформа кириллицы была проведена Петром I (слайд №7): например, изменилось начертание некоторых букв, также многие из них были удалены. Петр I также ввел для обозначения чисел арабские цифры, отменил титла – надстрочные знаки, и силы – знак ударения над словом.

Петр вносил в русское письмо самые разные изменения, и лишь в начале 1710 года был создан образец азбуки, одобренный государем. Поданная ему на утверждение новая азбука была меньше кириллицы на пять букв, которые к 18-му столетию практически уже не употреблялись, но в азбучном списке числились.  Государь собственноручно вычеркнул еще две "лишние" буквы - "пси" и "омега" - и дополнил азбуку буквой "э", а вместо буквы "юс малый" была введена буква я.   

В 1735 году были исключены еще две буквы: "зело" и "кси". Так появилась новая азбука, которую назвали «гражданицей», или «гражданкой», поскольку она предназначалась для светских текстов, в отличие от оставшейся без изменения кириллицы для церковно-славянских текстов. Позже появилась буква "й". Интересна история возникновения буквы "ё", она была предложена к использованию в 1783 году княгиней Екатериной Воронцовой-Дашковой ( слайд №8). До этого использовали дифтонг "iо". Известной буква "ё" стала благодаря Карамзину (слайд №9), который первым ее использовал в альманахе "Аониды" в 1797 году на странице 166 в слове "слёзы". После этого буква и вошла в состав русского алфавита, заняв почетное 7-е место. Правда, довольно долгое время она существовала на правах "необязательной". Ее ставили только тогда, когда она проясняла смысл слова или предложения, а также при написании иностранных имен и названий.

 Вторая, и последняя, реформа русского письма произошла в 1917–1918. К началу 20 в. в русском письме накопилось много устаревшего, отжившего, искусственного, не связанного с фактами языка. Самым главным недостатком старой орфографии были лишние буквы. Даже после Петровской реформы в дореволюционном алфавите было больше букв, чем в современном: помимо тех, чт.е. сейчас, в гражданице использовались еще Они передавали звуки, для обозначения которых в алфавите имелись и другие буквы. Буквы е («есть») и («ять»). Как уже говорилось, когда-то эти две буквы обозначали разные звуки, которые в какой-то момент истории русского языка совпали, и соответственно буквы е и стали обозначать один и тот же звук, и тем самым при письме выбор между Е и ЯТЬ производился не на основании произношения, а лишь на основании запоминания «правильного» (т.е. соответствующего этимологии) написания. Человек, обучающийся грамоте, должен был просто запомнить, зазубрить, где какую букву писать. Так, например, нужно было знать, что слово есть в смысле «принимать пищу» пишется – с ЯТЬ, а есть как форма глагола быть – с Е.По-разному писались и некоторые окончания, и т.п. Буква i писалась перед гласными и перед й (например правописанiе, iюль, бiологъ, влiянiе, прiятель, исторiя, непрiязнь, бiографiя, библiотека, ближнiй); во всех остальных случаях надо было писать и. Кроме того, различие и – i использовалось для разграничения на письме двух слов, одинаково звучащих, но означающих разные понятия, ср.: мiръ в значении «вселенная» и миръ в значении «отсутствие войны». Поэтому название романа Л.Н.Толстого писалось Война и миръ, а поэмы В.В.Маяковского – Война и мiръ. Ф (ферт) и (фита). Обе эти буквы передавали один и тот же звук: писалась только в словах греческого происхождения, содержащих эту букву. При этом некоторые другие греческие слова писались через ф (соответствующее греческому ): Филипп, София, философия.

Весь 19 в. был проникнут заботой педагогов об упрощении правописания: на своих съездах они разрабатывали проекты желательных изменений орфографии. Но особенно бурно борьба за упрощение орфографии развернулась в начале 20 в., и результатом этой борьбы было создание в 1904 в Петербурге при Императорской Академии наук Комиссии по вопросу о русском правописании. Комиссия собралась 12 апреля 1904 под председательством президента Академии наук – великого князя Константина Константиновича Романова. Его товарищем (заместителем, как бы мы сейчас сказали) был избран замечательный русский языковед Филипп Федорович Фортунатов. В состав комиссии вошли лингвисты, литераторы, журналисты, преподаватели высших, средних и начальных учебных заведений – всего 50 человек. Комиссия высказалась за желательность упрощения правописания. Уже в мае 1904 были опубликованы предварительные сообщения, в которых, кроме отмены лишних букв, предлагалось отказаться от твердого знака после согласных в конце слов (до реформы писали сынъ, мужъ, камышъ; контръ-адмиралъ), от различения окончаний прилагательных мужского-среднего и женского рода (добрые мальчики, но добрыя девочки и добрыя дети); от написания в окончаниях прилагательных -аго/-яго (вместо добраго, третьяго предлагалось писать доброго, третьего); предлагались и некоторые другие изменения. Смысл этих изменений заключался в том, чтобы освободить русскую орфографию от условных написаний, не основывающихся на фактическом произношении. Но работа комиссии натолкнулась на ожесточенное сопротивление. Реформу поддержали преподаватели, вся демократически настроенная общественность. Но общество в целом было настроено против нее. Людям казалось, что изменения в написании слов повлекут за собой порчу языка и нанесут вред культуре. Это распространенное заблуждение.

Только в 1912 выходит окончательный проект Комиссии. При этом пришлось отказаться от некоторых предложенных раньше изменений, которые показались слишком революционными. Например, не прошло предложение после всех шипящих писать только о (шол, жолудь, чорный), а также предложение отказаться от мягкого знака там, где он не обозначает мягкости (писать мыш, рож, идёш). Но и в урезанном виде проект вызвал новый взрыв ожесточенной травли. И снова дело было отложено. 17 мая 1917 Министерство народного образования Временного правительства издает циркуляр о введении нового правописания (в соответствии с проектом 1912) безотлагательно, с начала нового учебного года. Этот переход начал осуществляться, но постепенно, медленно, преодолевая ожесточенное сопротивление противников. Реформа осуществилась только в 1917–1918, причем декретами советской власти был принят не проект 1904, разработанный с участием Ф.Ф.Фортунатова, а более осторожный, урезанный вариант, принятый в мае 1917 ( слайд №10).

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Iellow (22.11.2012)
Просмотров: 246 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2  
Спасибо. Если есть необходимость, его можно скорректировать.

1  
Очень грамотно выстроенный урок.

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Мини-чат
200
Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz