Всякое полузнание хуже всякого незнания.
Четверг, 23.11.2017, 08:40
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [25]
Наш опрос
Жить нужно....
Всего ответов: 22
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Пословицы - мудрость народная.

Тема  «Пословицы – мудрость  народная».

Работа над смыслом пословиц и поговорок обязательна на уроках, ведь пословицы и поговорки являются хорошим материалом для развития речи и самое главное для воспитания личности школьника. Дети высказывают своё мнение, дискутируют. Большая работа ведётся над образностью пословиц и поговорок, над пониманием прямого и переносного смысла пословиц.

Цели:

1.   - обобщить знания по теме устное народное творчество;

2.   - продолжить знакомство детей с многообразием устного творчества русского народа, красотой и богатством русского языка;

3.   - развивать фантазию, воображение, ум, смекалку, умение общаться друг с другом, держаться перед публикой;

4.   - воспитывать любовь к  родному языку.

 

Ход  урока:

1. Слово учителя.  В богатейшем устном творчестве различных народов пословицы и поговорки занимают особое место.  Знакомство с ними обогащает наше представление о том или ином народе, который их создал, и на устах которого они живут веками. У многих народов бывают сходные изречения.

2.  Фронтальная беседа по вопросам:

         Что такое фольклор?

         Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

         Что такое жанр?

         Когда начинают появляться произведения устного народного творчества?

         Что такое пословица? (Примеры)

         Что такое поговорка? (Примеры)

-          Что общего между пословицей и высказыванием?

-          Что отличает пословицу от высказывания?

-           Так что же такое, по вашему мнению, пословица?

-          Кто придумал пословицы и поговорки?

-          О чём они?

-          Почему вам нравятся пословицы?

В процессе коллективного обсуждения учащиеся высказывают свои мнения и делают вывод, что такое пословица.  Действительно, пословица – это краткое изречение, содержащее народную мудрость и имеющее поучительный смысл.

2.Учитель: предлагаю выполнить следующее задание: восстановите пословицу по двум словам и объясните её смысл или приведите ситуацию, в которой она может быть применена:

одежда – ум

свет – тьма

волки – лес

дружба – служба

дело – безделье

трус – смелый

лес – щепки

один – все

3. Учитель: восстановите перепутанные  пословицы.

1) Что с возу упало, того не вырубишь топором.

2) Не плюй в колодец, вылетит – не поймаешь.

3) Хочешь есть калачи, не откладывай на завтра.

4) Любишь кататься – один раз отрежь.

4. Учитель:  догадайтесь, что зашифровано в данных  записях.

1) Слокевоке неке вокерокебейке, выкелекетитке – неке пойкемакешьке.

2) Нечу спечушичу ячузычукомчу, точурочупичусьчу дечуломчу.

3)Лютибитишь катитатитьтисяти- лютибити и сатиночтикити  вотизититьти.

5.Учитель: на столе у детей лежат конверты с первым словом пословицы  или поговорки. Дети по очереди читают слова и называют пословицу. Если ребёнок затрудняется, помогают другие ученики.

 

1. Любишь…. (Любишь кататься – люби и саночки возить)

2. Горбатого…. (Горбатого могила исправит)

3. Дарённому ….(Дарённому коню в зубы не смотрят)

4. Жизнь ….. (Жизнь прожить не поле перейти. Жизнь дана на добрые дела)

5. Мал…. (Мал золотник, да дорог)

6. Не было бы…. (Не было бы счастья, да несчастье помогло)

7 Не в свои … (Не в свои сани не садись)

8. Первый … (Первый блин всегда комом)

9. Рыбак … (Рыбак рыбака видит издалека)

10. Один … (Один в поле не воин) и др.

6. Учитель:  приглашаются 7 знатоков пословиц. Для каждой пословицы найти концовку к своему началу.

Лесом шел,… а дров не видел.

Под лежачий камень …вода не течет.

Мороз невелик, …а стоять не велит.

Встать пораньше, …да шагнуть подальше.

Делаешь наспех,… делаешь на смех.

Лес рубят –…щепки летят.

Сто раз отмерь, …один отрежь.

7. Учитель:  ребята, знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?

Труд кормит, а лень портит.

Каков мастер, такова и работа

От скуки бери дело в руки.

Умел начать, умей и окончить.

Ешь досыта – работай до поту.

- А теперь вспомните пословицы и поговорки о дружбе.

Один за всех и все за одного.

Один в поле не воин.

Старый друг лучше новых двух.

Где лад, там и клад.

Без беды, друга не узнаешь.

Для друга и семь верст не околица.

- Ребята, а кто знает пословицы и поговорки про ученье?

Век живи, век учись.

Ученику – удача, учителю – радость.

Под лежачий камень вода не течёт.

Грамоте учиться всегда, пригодиться.

Знание никому не в тягость.

8. Учитель: предлагаю желающим  получить  оценку за индивидуальное  задание.

- Какие слова пропущены в пословицах?

- Составь из слов пословицу и напиши.

-  Прочитай пословицы. Напиши по памяти. Объясни смысл пословиц. Подбери ещё одну пословицу на эту же тему.

10. Учитель.  Давайте  подведём итоги сегодняшнего  урока и ответим  на  вопросы:

1.   - что такое пословица?

2.   - что такое  поговорка?

3.   - что отражается  в  пословицах и  поговорках?

4.   - назовите запомнившиеся вам по пословицы  и поговорки.

Вывод: пословицы, как и  поговорки, относятся к устному народному творчеству, так как их сочиняли наши предки и передавали из уст в уста, вкладывая в них свой жизненный опыт. Они имеют ряд общих  особенностей: краткость, клиширование (устойчивое  словосочетание), образность. Отличительными особенностями пословиц являются их афористичность, замкнутость, поучительность. А для поговорки – оценочность, «незамкнутость» высказывания. (При формулировке учитель на доске, а учащиеся в тетрадях заполняют таблицу).

Характеристика пословиц и поговорок

Пословицы

Поговорки

краткость, клиширование (устойчивое словосочетание), образность

афористичность, замкнутость, поучительность

оценочность, "незамкнутость” высказывания

 

9. Учитель: у вас есть возможность выбрать домашнее задание:

- иллюстрировать пословицу,

- составить сборник пословиц,

- составить ребус по пословице,

- составить кроссворд с использованием пословиц.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Iellow (26.11.2012)
Просмотров: 1021 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 5
5  
Хотелось, чтобы урок был необычным. Хотя тема и простая.

4  
Замечательно разработан урок. Все построено логично и последовательно. Свой оригинальный подход. Спасибо, было полезно прочитать.

3  
biggrin

2  
Корректно разработанный урок. Соблюден принцип логики. Урок познавателен, нетрадиционен. Задания разнообразны.
Спасибо за урок!

1  
Лучший урок на эту тему. Такие уроки должны являться образцом.

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Мини-чат
200
Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz